Люди

Раздаватели мозгов: 10 легендарных учителей

Опубликовано 05 октября 2016 в 09:56
0 0 0 0 0

Конфуций

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи.

учения-Конфуция

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве.

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.

Будда

Гаутама Будда, или Будда Шакьямуни , получивший при рождении имя Сиддхаттха Готама , что означает «потомок Готамы, успешный в достижении целей», позднее стал известен просто под именем Будда или Верховный будда. Родился он в очень знатной семье, состоявшей в родстве с правящей династией.

Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.

БУ20

Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. В 35 лет он достиг просветления, и следующие полвека путешествовал, преподавая свое учение разным людям — от аристократов до простолюдинов.

Сократ

Он родился в Афинах 469 г. до н.э.., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности.

162714_original

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки.  Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповеди Сократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины.

Греки проходили три ступени обучения. Мальчики постигали азы чтения, письма и счета у частных учителей, которых называли грамматистами. Ученики также заучивали наизусть отрывки из сочинений поэтов, мифы и легенды. От 7 до 12-14 лет мальчики совмещали учебу у грамматистов и кифаристов, которые обучали детей поэзии и музыке.

Платон

Настоящее имя Платона – Аристокл. Прочно закрепившееся за ним прозвище «Платон» («широкий») философ получил в юности то ли за свою широкую грудь, то ли за широкий лоб. Происходя из богатого класса, Платон имел средства смолоду приобщиться к превосходному афинскому образованию. Кроме различных отраслей естественного и гуманитарного знания, он занимался рисованием и музыкой, а в гимнастике достиг такого совершенства, что, как говорят. Обладая поэтическим талантом, Платон в юности пробовал сочинять стихотворения и драмы, но после знакомства на 20-м году жизни с великим Сократом бросил литературу и целиком отдался философии.

21516_800

Платон и Аристотель. Фреска Рафаэля

Платон основал в Афинах философскую школу. Он устроил её к северо-западу от города, в Академии – роще, посвященной мифическому герою Академу и богине Афине. Школа Платона была общедоступной. Лекции философа могли слушать все желающие, вне зависимости от возраста, благосостояния и общественного положения. Академия пользовалась у афинян большой популярностью, хотя мало смысливший в сложных философских вопросах народ часто расходился, когда Платон начинал беседы о слишком тонких материях.

Аристотель

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек — общественное («политическое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».
Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля,  сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.

article181009

Аристотель и Александр Великий

Цель воспитания — формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.

Василий Жуковский

Сын турчанки Сальхи и помещика Афанасия Бунина, но и близкий друг А.С.Пушкина, поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера, участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г., автор гимна «Боже, царя храни», но и мистик, и автор мрачных баллад, а также наставник -воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго.

img10

Жуковский и цесаревич Александр 

Он начинает свою карьеру при дворе  с должности чтеца при вдове Павла Первого, потом становится учителем русского языка при великом князе Николае ( будущем Николае Первом). С Двором его связывают долгие годы службы с 1817 по 1841 гг. Он  был гуманистом и в этом же ключе вел воспитание наследника. Ранее он выкупил  из  крепостного рабства Тараса Шевченко,  отпустил на волю своих крестьян ( 1822г.). Этот поступок оказал огромное влияние на будущего императора Александра Второго, которого позже народ назвал Освободителем за отмену крепостного права в Российской империи.

Константин Ушинский 

Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая? Как и чему учить подрастающие поколения? Каковы основные цели и задачи воспитания? Это  те вопросы, ответ на которые пытался дать Ушинский. В условиях сильного образовательного вакуума идеи Ушинского оказались новаторскими – -не педагоги прокладывают дорожку к воспитанию, но прежде всего, сам народ и лучшие его представители.

ushinski

Главными в деле воспитания становятся философские и психологические знания, те науки, где телесная и душевная природа человека изучается не в «мечтательных», а в практических навыках. Необходимо проникать, прежде всего, в психологическую, физиологическую и социальную природу человека, поскольку именно там содержатся огромные возможности для воспитания. Иначе говоря, психологический подход к ученику-человеку. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием.

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника.

Антон Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

velikij-makarenko5

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами. Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе. Этот труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

Василий Сухомлинский 

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка в Кировоградской области, в семье крестьян.

В 1939 году Сухомлинский окончил Полтавский педагогический институт. С 1947 года и по 1970 год он работает директором сельской Павлышской средней школы на Украине. Василий Александрович поставил перед собой задачу воспитать гармонично развитую личность, развить у ребенка личное отношение к окружающей действительности. Он придавал большое значение тому, чтобы дети учились и работали с пониманием, чтобы они испытывали ответственность перед другими людьми и перед своей совестью.

Suxoml_04

В сказках, новеллах, рассказах Василий Александрович Сухомлинский выступает против превращения человека в машину, за человеческое в человеке.

Свой взгляд на воспитание он изложил в книге «Сердце отдаю детям».

Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках.

Мария Монтессори

Мария Монтессори pодилась в Италии в семье Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. С детских лет проявились качества, сопутствующие Марии всю жизнь – внутреннее достоинство и скромность, а также стремление внести гармонию в окружающий ее мир.

Она стала первой женщиной в Италии, принятой в медицинский Университет, а в 1886 году она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии.

20160307070327-17722

Обучая детей с отставанием в развитии, Мария Монтессори использет конкретные материалы. Применяя этот же метод в работе со здоровыми детьми, она помогла им раскрыть весь свой потенциал.
В 1906 году откpылся пеpвый «Дом pебенка», pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Марии Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов.

Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и само-развитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свой внутренний потенциал.Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!».

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook