Люди

Музыка дня: а я слушаю Тома Йорка

Опубликовано 07 октября 2016 в 11:00
0 0 0 0 0

Сегодняшний день в истории музыки не обошелся без курьезов. Например, в 1967 году в такой же день Касс Эллиот, мама из группы The Mamas And The Papas, провела ночь в лондонской тюрьме, из-за обвинений в краже имущества отеля. Были отменены концерты и появление на телешоу.

Еще одно больше  событие произошло в году 1971 — тогда фирмой грамзаписи «Motown Records» выпущен первый сингл «Got to Be There» Майкла Джексона, которому было тогда 13 лет. К концу года песня попадёт в Top 10 американского хит-парада, а в начале следующего окажется в первой десятке британского. Написал композицию песенник Эллиот Веленски.

Но главное — в 1968 году в такой же день родился Томас Эдвард Йорк или просто — Том Йорк. Он родился в Веллингборо, Англия. У него был врожденный дефект глазного яблока — до шести лет левый глаз был парализован. Ещё ребёнком он перенес пять хирургических операций, причем последняя оказалась настолько неудачной, что левый глаз почти полностью ослеп, а веко только чуть-чуть приподнималось. Проносив около года чёрную повязку, Том смог смутно видеть левым глазом. Профессия отца — продажа инструментов для химической промышленности — требовала постоянных переездов. Том часто менял школы, ему трудно было заводить друзей, одноклассники дразнили его из-за его проблемы с глазом, и большая часть его детства прошла в одиночестве.

Когда Тому исполнилось семь лет (семья жила тогда в Оксфорде), он получил в подарок первую гитару. На гитарные подвиги его вдохновило выступление гитариста Queen Брайана Мэя (Brian May). Первая законченная песня, рожденная его фантазией, называлась «Mushroom Cloud» и описывала ядерный взрыв. В десять лет Том Йорк, уже ученик частной школы для мальчиков, присоединился к первой в своей жизни рок-группе. Школа сыграла в судьбе Тома чрезвычайно важную роль: именно здесь он нашел будущих коллег по Radiohead .

Репетировать юные музыканты могли только по пятницам, поэтому их команда поначалу именовалась On A Friday. Том Йорк играл на гитаре и исполнял обязанности вокалиста, а также развивал навыки композитора и автора текстов. По словам Тома, наиболее важными фигурами в его личном музыкальном пантеоне были Элвис Костелло, Queen и Beatles. 

В университете Йорк специализировался на изящных искусствах и английском языке. А вечерами работал диджеем в клубе «Guild» и играл в команде Headless Chickens. Какое-то время он подрабатывал на полставки санитаром в психиатрической клинике. На втором курсе Йорк увлекся компьютерной реальностью: в университете появились «Макинтоши», которые его абсолютно очаровали.

В 1991 году, после нескольких лет разлуки (школьные друзья за это время успели закончить колледжи и университеты), рок-квинтет On A Friday был торжественно реанимирован. После подписания контракта с рекорд-лейблом Parlophone название пришлось сменить. Так появилась группа Radiohead, обязанная своим именем одноименной песне с альбома Talking Heads «True Stories».

Команда сумела привлечь к себе внимание первым же синглом «Creep», представленным на дебютном альбоме «Pablo Honey», который критики встретили неоднозначно. Том Йорк, как главный генератор музыкальных идей и инициатор эмоциональной атмосферы, населял песни Radiohead собственными призраками, находил выход для своих душевных и духовных конфликтов. Поэтому в творчестве команды с первых шагов доминировали темы изоляции, эстетизма, смирения. Этот нетипичный эмоциональный концентрат впервые был более или менее полно обрисован на втором альбоме «The Bends».

Третья студийная попытка группы — классический диск «OK Computer» (1997), вознесенный в ранг эпохального релиза многими музыкальными изданиями. Редакциями журналов «Q» (Великобритания) и «Play» (Россия) был назван величайшим альбомом всех времён.

Этот релиз в одночасье превратил Radiohead в одну из самых авторитетных современных рок-групп. А её лидера довел до состояния глубокой депрессии: Тому не давала покоя мысль, что публика попалась на удочку не столько музыки, сколько личностей, стоящих за вывеской Radiohead, что она буквально была опьянена нетрадиционным взглядом фронтмена.

Так что на следующем альбоме Йорку меньше всего хотелось повторять саунд «OK Computer» с его неожиданно успешной формулой. Лонг-плей «Kid A» (2000) представлял собой ещё один стилистический эксперимент группы, активно ассимилировавшей элементы электронной музыки. В абстрактных звуковых пейзажах «Kid A» можно расслышать не только лид-вокал, гитару и фортепиано Йорка, но и его пассажи на электронных клавишных, бас-гитаре. Впоследствии он пробует себя как барабанщик.

В интервью, которые Том Йорк давал в разные годы, он неоднократно признавался, что терпеть не может «противный консерватизм в обществе, пронизывающий его душу», а сплетни, которые массмедиа нагнетают вокруг знаменитостей, приводят его в истерику.

Пятый альбом Radiohead «Amnesiac» (2001) стал продолжением «Kid A», основная часть материала создавалась ещё во время сессий 1999—2000 годов. Возвращаться к гармоничному гитарному року пятерка не собиралась.

Во время промокампании, приуроченной к изданию следующего лонг-плея «Hail to the Thief» (2003), фронтмен признался, что с удовольствием подготовил бы альбом, используя один только компьютер и забыв о существовании гитары. Через несколько лет он успешно реализует такую возможность (сольный альбом Йорка «The Eraser»)

В конце 2009 года Йорк дал несколько концертов вместе со своей новой группой, а в начале 2010 года стало известно её название — Atoms for Peace.

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook